Школа жизни


Мы учимся всю жизнь. Сначала — ходить и говорить, потом — ходить туда, куда нужно, и говорить то, что нужно. Мы пробуем, учимся делать множество разных вещей. Мы грызем гранит науки сначала в школе, потом в институтах, некоторые продолжают учиться всю жизнь, накапливая и накапливая в себе знания, некоторые — начинают учить других, отдавая все, что накопили…

И замечаем, что люди, которые получали в школе не самые лучшие отметки, в жизни оказываются успешнее и удачливее своих однокашников. И вот уже в нашем дневнике жизни не пятерки, а тройки и двойки, и мы постоянно делаем работу над ошибками, и, казалось бы, вот-вот уже контрольная работа будет сделана на «пять» — а нам строгий учитель вновь возвращает тетрадку — на исправление.

Сидел мышонок на пеньке и приговаривал: «Я сильный, я самый сильный!» Мимо зайчик бежал, задел его лапкой, улетел мышонок с пенька…

Обычная история, в общем-то, для мышат. Только все мышата поступают по-разному.
Мышонок № 1, улыбаясь, констатирует: «Я сильный, а еще и легкий».
Мышонок № 2 расплакался: «Какой же я сильный, если даже заяц может меня сбросить с пенька, вот так мне всегда не везет, никогда мне не стать сильным…»
Мышонок № 3 не заметил, что его смахнули — и на том же месте продолжил кричать: «Я сильный!», ожидая еще более сильных животных — и наконец погиб под слоновьей ногой, успев хрипнуть: «Я си…».

А мышонок № 4, может быть, не самый сильный, но самый умный, лежа под пеньком, задал себе вопрос: «А чему я могу научиться в этой ситуации?»

Умеем ли мы учиться в школе под названием Жизнь?
«Я прав или я прав?»

С раннего детства маленький ребенок вырабатывает стратегии поведения, которыми он будет пользоваться потом во взрослой жизни. Допустим, он видит некий яркий предмет, ему кажется, что предмет близко, но протянув руку, он достать его не может. Тогда один ребенок пытается все равно дотянуться, а другой решает, что не очень-то и хотелось… Формируются разные стратегии отношения к целям и к препятствиям. Те же стратегии люди используют в дальнейшей жизни — кто-то не замечает полученного урока, кто-то оборачивает его себе в плюс, кто-то вечно недоволен жизнью и все ее подарки воспринимает как удары…
Есть люди, которые замечают уроки, которые Жизнь преподносит (мы называем ответ, реакцию людей или событий, которую получает человек, обратной связью) — и делают выводы. А есть те, кто не замечает, не реагирует, ну, как наш мышонок № 3. Крайним выражением такого контакта с реальностью являются представители многочисленных «Наполеонов», наполняющих психиатрические лечебницы. Они совершенно не имеют контакта с реальностью, нaе замечают обратную связь.
Вы скажете: «Ну, да, это тупые или совершенно ненормальные люди, это не про меня!» Конечно, вы правы — ненормальные люди действительно неадекватно воспринимают то, что происходит с ними и дают весьма неожиданные толкования. Вспоминается рассказ Милтона Эриксона про клиента, который считал, что он — труп. Эриксон пытался разубедить этого человека и в конце концов прибег к решающему аргументу. Он спросил: «А у трупов идет кровь?». «Нет!» — ответил пациент. Тогда Эриксон сильно его уколол, потекла кровь. Пациент радостно воскликнул: «Удивительно, оказывается, и у трупов идет кровь!».

Да, человек, который клинически лишен умения получать и интерпретировать обратную связь, все, что происходит, будет воспринимать как подтверждение своего мнения. Но давайте честно подумаем — не поступаем ли зачастую и мы, нормальные, и даже очень умные люди, точно так же? Ведь шутка Форда про то, что «автомобиль может быть любого цвета, если этот цвет черный», для многих людей вовсе не шутка, а стратегия жизни, как говорят некоторые начальники, «есть только два мнения — одно мое, другое неправильное». Очень многие из нас считают: «Мы взрослые, умные, опытные, поэтому то, как мы видим и понимаем жизнь, является абсолютно правильным», и поэтому зачастую просто даже не замечают, что жизнь старательно пытается уверить: «Нет, это не так, остановись, попробуй другой путь!»
Первое правило – надо учиться слушать ответ
Дорогой, я звоню тебе, потому что по радио объявили, что по шоссе едет какой-то ненормальный на дикой скорости по встречной полосе! — Да они тут все ненормальные! (из анекдота)
Если вы замечаете, что вокруг вдруг стало очень много идиотов («все постоянно меня подводят», «не понимают простейших аргументов», «говорят полный бред», «козни строят», «зубы точат»), подумайте, может быть, это вы едете по встречной полосе?

«Человеку безупречному» трудно признать, что, если одну и ту же идею не поняли ни сотрудники, ни начальник, то вряд ли они идиоты. Может быть, надо подумать, в чем дело? Может быть, он не умеет объяснять? А может быть, идея действительно еще сыровата? И те комментарии, те вопросы, те отрицания, которые дали (вот она, эта самая обратная связь) начальник и сотрудники, надо продумать, все взвесить, чтобы в следующий раз идея была принята? Даже если подобные идеи раньше были успешны и продуктивны. Даже если самому кажется, что это решение — единственно верное. Особенно часто с этим сталкиваются вполне успешные руководители. Вместо того, чтобы оттачивать управленческие навыки постаноaвки задач и контроля, они просто увольняют «тупых» сотрудников, а потом удивляются, почему следующий ничуть не лучше предыдущего.

Позиция «я прав» означает, что все вокруг обязаны соответствовать вашему представлению. Типа «не надо прогибаться под изменчивый мир». Но насколько успешна такая позиция? Человек, который всегда «знает, как надо», ходит как в очках, на которых наклеена правильная картинка. Картинка, наверное, красивая, только очень рискованно ходить в таких очках… Ведь реальногото мира мы не видим. Можем наступить в лужу или, не дай бог, попасть под машину. Отсюда вопрос:

Всегда ли надо быть правым? Может быть иногда лучше быть неправым, но эффективным?
Мудрецы предлагают хорошую притчу: если вы плывете на лодке, и из-за поворота навстречу плывет человек в лодке, вы, скорее всего, начнете ему кричать: «Сворачивай, ты что, не видишь?». Но что, если из-за поворота плывет пустая лодка? Только дурак кричит на пустую лодку. Что бы мы ни орали, сворачивать надо нам. Глупо ждать, что все окружающее будет подстраиваться под нас. Надо научиться учитывать мнение Жизни.

Обратную связь от жизни, от окружающих надо уметь слушать и слышать, при этом помнить, что нет однозначно и абсолютно правильных путей, нет правил, годящихся на все случаи жизни, мы должны быть постоянно начеку и постоянно анализировать те сигналы, которые поступают от внешнего мира — иначе мы попадаем в шкуру сказочного дурачка, который плакал на свадьбе и плясал на похоронах.
Второе правило — путей решения задачи всегда больше, чем один
В дзенских монастырях суровые монахи били своих учеников палками по голове, если те предлагали единственное, как им казалось, решение задачи. И это очень правильно.

Расскажу забавный случай из своей жизни, который, как мне кажется, замечательно иллюстрирует это правило. Я много лет раз в две недели ездила по одному и тому же маршруту на машине. В некоем месте стоял светофор, по которому я поворачивала налево, а еще там была стрелка направо. Я стою на светофоре, жду зеленого света. Загорается красный, потом сразу — стрелка направо. Опять красный — и опять стрелка. Я терпеливо ждала, когда загорится зеленый (я-то знаю, он всегда тут загорается!!!), но мое терпеливое ожидание прервал водитель стоящего за мной автобуса, закричавший: «Зеленый больше не загорится никогда! Изменились правила!».


Конечно, если бы я ехала по этой дороге в первый раз, я бы уже после первого же отказа светофора зажигать зеленый свет поняла, что надо искать другой путь, повернула бы направо и проехала иначе. Но я ведь 2 года знала, что поворот налево есть. И вот эта, как мне казалось, абсолютно правильная мысль создала у меня жесткую установку, которая чуть было не привела к конфликту (хорошо, водитель был миролюбив, а мог бы с монтировкой выскочить!). Водитель мне дал обратную связь от мира — правила меняются, будь начеку, попробуй другой путь.
Времена меняются — непонимание перемен остается
Непродуктивность, а порой и опасность действий по заранее и навсегда зафиксированным правилам, «привычным действиям» подтверждает статистика ДТП: говорят, что в большинство аварий в г. Москве попадают вовсе не те люди, которые только что сели за руль, а те, кто знает правила и слепо им верят. Нежелание и неумение анализировать те сигналы, которые поступают от мира, приводит к тому, что мы превращаемся в «бегущих по граблям». И вот женщины жалуются, что им постоянно попадается один тип мужчин, которые с ними свински поступают (вариант — «все время пьют», «постоянно гуляют»). Мужчины жалобно констатируют, что «и на этой работе меня также не оценили!» Стоп! Как только в речи появляется констатация «и снова произошло это» — значит, «что-то надо в консерватории подправить». Значит, у вас есть некая жесткая стратегия поведения, которая является непродуктивной. Если все ваши конфликты одного типа — обратите внимание, видимо, вы их провоцируете. Что же делать? Слушать обратную связь и делать выводы. Меняться. Перестать быть трамваем и ездить по накатанным рельсам от одной остановки с надписью Ошибка до другой такой же остановки. Некоторые люди как встают на рельсы, так и идут по ним, причем они настолько не готовы к реальному получению обратной связи, что, даже получая ее, не обращают внимания (правильно, они же всегда правы!). Такие люди даже советуются не чтобы получить хороший совет, а чтобы еще раз закрепиться в мнении, что они — самые умные:
— Куда поехать в отпуск?
— Знаешь, я бы поехала в Таиланд…
— Ну, это не то, глупость какая! я как собиралась в Сочи, так и поеду!

Оставим таким «всезнающим» людям возможность чувствовать себя самыми умными — за эту возможность они дорого платят своими бесконечными ошибками. И снова вопрос: мы хотим быть правыми? Или нам все-таки и результат необходим? Тогда нам, желающим быть успешными, надо учиться замечать, что происходит в мире, не для того, чтобы это происходящее подтверждало наши представления о нем, а для того, чтобы понимать, что происходит на самом деле, и искать, что из того нового может быть полезным и интересным.

Один из основателей НЛП, Бендлер, будучи любопытным студентом-математиком, однажды пришел на биологический семинар, где студенты изучали рефлексы лягушки. К концу занятия студенты исписали 1 страницу, а он — десять, а удивленным коллегам ответил: «Я не знал, за чем наблюдать, и записывал все». Когда стали читать его наблюдения, оказалось, что он заметил множество того, чего не заметили они, потому что они наблюдали только за лапками, а он — за всей лягушкой.

Вот интересное наблюдение: попробуйте запретить маленькому ребенку, например, пробраться в какой-то угол комнаты. Уверяю вас, этот непоседа попробует достичь желанного угла множеством разных способов. Он будет пытаться подойти с разных сторон, огибать ваши руки или переползать через вас, он будет идти или ползти — но он постарается достичь запретного места. В моем эксперименте ребенок изобрел 9 способов.

К сожалению, и в школе, и в институте во многих из нас погубили эту пытливость — нас учили, куда именно надо смотреть, каким способом действовать. Таким образом знание заменяет опыт. Увы. Но никогда не поздно вернуться к получению опыта. Кстати, именно по этой причине тренинги, где участникам приходится искать решения самостоятельно, как способ обучения намного эффективнее лекций и семинаров с готовыми ответами. Как только мы сказали себе: «Ну, в этой области я знаю все, уж это-то абсолютно ясно!», наши очки слегка помутнели. Мы уже чуть дальше от реальности. Возможно — это повод услышать тревожный звоночек.

Наша жизнь — это живая система, которая меняется намного быстрее, чем нам бы хотелось. Невозможно свести ее к плоскости правил и верных решений. Поэтому, если мы хотим учиться в жизни, то принцип прост: чем больше мы замечаем, тем более системно мы воспринимаем мир и тем большее количество путей и вариантов решений мы видим.
Главная фраза человека, который готов к пониманию, не «я не могу этого сделать», а «КАК я могу это сделать?»
И вывод, соответственно, будет не «это невозможно», а «таким способом это невозможно». Не «он идиот», а — есть ли возможность изменить что-то в ваших отношениях, чтобы рядом со мной этот человек понимал мои слова?

Те, кто умеет искать новые варианты, всегда более успешны и в бизнесе, и в личной жизни. Успешные предприниматели, бизнесмены — это люди, которые умеют учиться на ошибках и превращать поражения в победы. Вокруг стремительно совершенствуются технологии, и, если мы за ними следим — у нас больше шансов быть успешными. Мне в моей практике встречаются люди, которые до 50 лет работали на одном и том же предприятии за три копейки, а теперь, когда предприятие закрылось, они ненавидят весь мир за то, что валяльщики теперь не нужны. Почему же их коллеги уже 10 лет назад поняли, что скоро никому не будут нужны валяльщики, перестроились, нашли новую работу, а эти люди — нет? Потому, что эти валяльщики были «всегда правы». Помните, как в старом анекдоте про человека, который жаловался Господу, что тот никогда ему не помогает и даже ни разу не дал выиграть в лотерею? Господь просит его: «Абрам, дай мне шанс, хотя бы раз купи билет!» Может быть, Жизнь была готова баловать этих несчастных валяльщиков, но они не смогли вовремя понять свое домашнее задание и выполнить его. И не важно, какой мы занимаем пост, важно, удовлетворены ли мы своей жизнью? Если хоть что-то нас не устраивает — это повод для изменения. Конечно изменения себя, а не мира.

«И опыт, сын ошибок трудных…»
И, конечно, если мы говорим об уроках жизни, слово «ошибка» нам бы лучше всего вычеркнуть из своего активного словаря. Позвольте себе называть что-то не вполне успешное не ошибкой, а уроком, из которого можно извлечь пользу. Например, если мы говорим, что мы провели провальные переговоры — это капитуляция. С ошибкой уже ничего нельзя сделать, разве что посыпать голову пеплом, то есть впасть в отчаяние, или сказать, что партнеры были идиоты, то есть утешить себя. Но можно сделать совсем другое, можно перестать оценивать переговоры как успешные или неуспешные, а рассмотреть эту ситуацию как учебную: чему научились вы в процессе этих «сложных и интересных» переговоров, что узнали о собеседнике. Уверяю вас, что, кроме изменения отношения к себе в этой ситуации (что уже немаловажно), вы получите большую пользу, сделав этот анализ. Например, если собеседник во время переговоров при обсуждении какой-то темы стал кричать — что же, на будущее можно запомнить, что у него есть болевая «кнопка», нажав на которую, можно добиться вот такой реакции — и это может в будущем стать вашим мощным оружием.

Можно проанализировать, весь ли процесс переговоров был неудачным или были удачные куски. Возможно, какие-то ваши идеи партнер воспринимал благосклонно, какая-то тема вызвала его живой интерес, а чему-то он улыбнулся. Осталось только зафиксировать это и использовать в будущем. В негативном опыте мы получаем больше уроков, а значит, ему мы должны быть более благодарны. Ведь если у нас все получилось, мы, как правило, удовлетворенно киваем — так и должно было быть. И только неудача заставляет нас задуматься о том, какие стратегии достижения успеха правильные, что можно сделать, чтобы достигать нужного эффекта. Мы буквально учимся на ошибках, причем получение такого негативного, но проанализированного опыта ценнее, чем «книжное» знание.

Человек, принимающий жизнь как большое приключение, как игру, в которой постоянно меняются правила, как большой и интересный урок, научается оказываться «в нужном месте в нужное время» — и его друзья говорят, что «ему везет». Нет, просто он понимает законы жизни. Люди, впервые попадающие на пасеку, бывают в первые же минуты укушены пчелами, а тех, кто там работает, пчелы не кусают. Можно сколько угодно думать, что пчелы, как собаки, узнают «своих» по запаху. Но бортники объясняют этот феномен очень просто: пчелы летают только по прямой, у них есть четко расчерченные «тропинки», и, если ты встал на их пути — будешь укушен, а если правее — там не будет ни одной пчелы. Sapiente sat — «умному достаточно».
И напоследок, приведу еще один пример. Идут занятия по сценарному мастерству на заочном факультете ВГИКа. Группа разношерстная, есть молодые, только окончившие школу, есть «старики» за тридцать… но в современном мире все выглядят одинаково хорошо и молодо. Возраст не определить с первого взгляда. Он становится ясен чуть позже, когда знаменитый сценарист, преподаватель разносит в пух и прах очередную работу студента. Аудитория четко расходится на два лагеря. Одни протестуют: «Ничего подобного! Вы меня не поняли! Я совсем другое имел в виду! Мой персонаж не таков!» Другие же благодарно кивают и жадно просят: «Говорите еще! Что еще не так? Что еще исправить?» Угадайте, кому сколько лет?

Как сказал один мудрец, «в юности мы учимся, а в зрелости мы понимаем». Давайте же понимать.

Другие статьи Татьяны Мужицкой